Сумароков Александр Петрович
Для литературного творчества А.П.Сумарокова характерен жанровый универсализм. Широко известна его полемика ввиду конфликтного характера с М.В.Ломоносовым, В.К.Тредиаковским, императрицей Екатериной II, наконец, литературными учениками.
В первых опубликованных произведениях 1740-х годов Сумароков — последователь принципов поэтической реформы Тредиаковского, но очень быстро заинтересовался одической манерой М.В.Ломоносова с ее географическими ассоциациями, историческими параллелями и образами античной мифологии. В одах переплелись политические мотивы и советы российским монархам, исторические и патриотические темы, идеалистическое представление о дворянстве, сенсуализм и дидактика. Целью человеческой жизни Сумароков считал благо, — чтобы снять противоречия между идеями и деяниями, люди изобрели мораль и политику: мораль «печётся» об индивидуальном благе, а политика — об общем. Чем яснее разум людей, тем правильнее их мораль и политика. Но морально только то, что отвечает требованиям «разума».
Задача поэта — высшего представителя литературы — способствовать укреплению рационального государственного начала. Если в «высоких» жанрах поэт обязан пропагандировать идею государства, то лирика должна способствовать воспитанию дворянского сознания.
Слог песен должен быть приятен, прост и ясен,
Витийств не надобно; он сам собой прекрасен;
Чтоб ум в нём был сокрыт и говорила страсть;
Не он над ним большой — имеет сердце власть.
Не делай из богинь красавице примера
И в страсти не вспевай: «Прости, моя Венера…»
Любовные стихи Сумарокова в 1750—1770-е годы также широко распространились и стали основой для воспитания манеры выражения чувств молодыми людьми. В 1762—1769-е годы Сумароков выпустил около 400 басен –«притч» с ярко выраженным дидактическим началом. Фельетоны, статьи, поэзия размышления А.П.Сумарокова широко печатались в его журнале «Трудолюбивая пчела» (изд.с 1759 года), «Полезное увеселение» и других. Архив Сумарокова был полностью утрачен после его кончины.
Представлено 2 товара